Сел за руль - перестал быть христианином?
Как быть православному человеку на дороге, в среде агрессивной и
недружелюбной? Разрешить этот вопрос попыталась водитель с пятилетним стажем
Екатерина СТЕПАНОВА
У одного протоиерея как-то заболел водитель, и меня попросили подвезти
батюшку на службу. В Москве всегда пробки, все спешат, сигналят, ругаются.
Одному надо налево, а никто не пускает, другому развернуться, но две
сплошные полосы тянутся бесконечно. Водители нервничают, звонят мобильные
телефоны. И тут, как специально, госавтоинспектор посередине проспекта
загородил проезд. Все, стоим. Ждем, пропускаем начальство. Если свернуть во
двор, есть шанс объехать это столпотворение, но висит знак поворот направо
запрещен . Не долго думая, нарушаю: мол, в этом месте всегда поворачивают,
есть правила, конечно, но ведь есть и обычаи: . При этом толкаюсь и прижимаю
других желающих объехать пробку. А батюшка, хитро улыбаясь, спрашивает меня:
Что, сел за руль -- перестал быть христианином?
И точно, ведь за рулем все христианские помыслы как будто испаряются
из головы. Окружающие автолюбители только раздражают своими маневрами. Какая
уж тут христианская любовь! Каждый сидит в замурованном авто с единственной
мыслью -- скорее добраться до пункта назначения, и хорошо бы, чтобы все
остальные участники дорожного движения куда-нибудь исчезли. Но, помню, в
одной телевизионной передаче протоиерей Максим Козлов, настоятель храма мц.
Татианы, сказал, что вождение в мегаполисе дает все возможности для
проявления христианских добродетелей . Попытаемся разобраться, как ведут
себя православные водители в накаленных ситуациях на дороге?
Над схваткой
Вечер. Поток машин движется медленно. Уставшие труженики сплошным
потоком ползут по домам. Рассказывает свящ. Георгий Романенко (стаж
вождения -- 21 год): Я думаю так: если я попал в пробку, значит, она мне
послана Богом и я должен ее спокойно перенести. Тогда я включаю музыку,
например Петра Лещенко. В дороге можно слушать Евангелие или Псалтирь, но
это не особо рекомендуется. Слова должны проходить через сердце, а за
рулем -- заслушаешься и ненароком через чужое сердце переедешь .
Когда сидишь в пробке, удобно молиться -- было бы желание. Когда еще в
нашей суетной жизни останешься один, тем более в тишине! Некоторые
православные водители слушают духовные песнопения и даже подпевают. Кто-то
читает на память правило, кто-то -- Иисусову молитву. Рассказывает отец
Александр Шантаев (стаж вождения -- 23 года): А я люблю молчать и быть
один, поэтому часто езжу в машине один и молчу. Мне это нравится. Я могу
беспокоиться из-за того, что двигатель закипает или что-нибудь отваливается
у моего автомобиля, но из-за того, что попал в пробку, я не переживаю. Мне
удалось договориться самому с собой -- не волноваться по этому поводу. Порой
я бываю импульсивным, опоздания всегда вызывали во мне глубокое чувство
рефлексии. Но однажды я решил, что буду спокойно существовать без этих
переживаний, полагаясь на волю Божию. Что я могу сделать в пробке? Взлететь
на ракете, подняться на вертолете или, как Карлсон, пропеллер включить? Да,
опоздал, ну что поделаешь .
Вдруг откуда ни возьмись выруливает какой-нибудь резвый гонщик. Он
пробует обойти пробку по встречной полосе, но, заметив впереди пост ГАИ,
пытается влезть между машинами. Водители, честно просидевшие час в заторе,
возмущаются и летуна не пускают, а тот напористо вжимается. Опыт
показывает, что если не суетиться, а спокойно ехать в своем ряду, то,
бывает, через час медленного, но уверенного продвижения замечаешь этого
взмокшего автолюбителя всего в нескольких машинах перед собой. Он устал, но
толком вперед так и не продвинулся -- себя только замучил и окружающих.
Объясняет о. Георгий: Не нужно порицать тех, кто лезет вперед или объезжает
по встречной. Они считают, что могут без очереди пройти, ну и помоги им Бог.
Осуждать -- это грех. Надо относиться к таким водителям так, как будто они
действительно очень спешат. Может быть, у них рожает жена или они едут
делить клад .
Иду на обгон
Автолюбители любят похвалиться мощностью своего автомобиля. Бывает,
что тянет погоняться по ночной трассе. Или рвануть со светофора и сделать
менее прыткого соседа по шоссе. Еще горит красный, но противник уже рычит
мотором -- пугает. Желтый замигал. Зеленый. Визг резины, машины срываются со
стоп-линии. Повезло, если все пешеходы успели перейти дорогу!
Рассказывает о. Александр Шантаев: Хорошо, кому удается совладать с
этим специфическим автомобильным бесенком, который подзуживает наши азартные
импульсы. Если отделаешься от него до первой аварии -- это признак мудрости.
У меня был опыт серьезной аварии. Именно тогда и наступило ощущение, что,
даже если я невнимателен к своей жизни (а это грех), есть те, о ком я должен
заботиться, те, кто зависит от меня. Существует масса дел, в которые я
вовлечен по Божией воле, и было бы преступно их оборвать по собственной
инициативе. С тех пор я всегда просчитываю ситуацию и езжу очень аккуратно.
Стараюсь не провоцировать ситуации, где я могу потерять контроль .
Аварии всегда случаются по глупости и почти всегда из-за несоблюдения
скоростного режима. Страшно и невосполнимо, если кто-то пострадал. Но в
мелких происшествиях есть и воспитательный момент. После аварии на некоторое
время возвращается страх перед дорогой, водитель становится особенно
внимателен к ситуации за бортом. Лихачество -- к сожалению, временно --
уступает чувству самосохранения. Своим опытом поделился Геннадий Лазарев,
профессиональный водитель (возит приходского священника, стаж вождения -- 27
лет): Я свое отгонял, теперь не гоняю. Попадал в страшные аварии. В 90-м
году провел четыре дня в коме, но, слава Богу, выжил и все пассажиры
остались целы. Нет, водить после этого не страшно, но я по опыту знаю, что
"автомобиль -- это не развлечение, это смертельная опасность, это гроб на
колесах!" Раньше такими словами начинали учить вождению. А теперь выдают
права за 24 часа и этих смертников выпускают на дорогу!
Чайники
Все водители когда-то были чайниками . Тем не менее новичков на
дороге не любят. Один водитель с большим стажем как-то заметил, что надо не
пускать в центр города тех, у кого стаж меньше трех лет. Пусть себе катаются
по кольцу, за городом, на специальных полигонах -- пока не наберутся опыта.
Новички, кто только что получил права, во многом бывают не уверены,
совершают массу нелепых огрехов, но они боятся ошибиться и часто водят
автомобиль менее аварийно, чем потом, набравшись опыта. Опасаться на дороге
стоит скорее тех, кто думает, что уже научился водить машину , -- считает о.
Александр Шантаев.
В городе машины идут плотным потоком, и водители связаны дорогой друг
с другом. У каждого своя манера езды, свой темперамент. Обязательно один из
сопутников торопится или устал, он начинает сигналить, если кто-то
замешкался на светофоре или неудачно перестраивается в другой ряд. В городе
ты перенимаешь условия той игры, которую навязывают окружающие, -- поясняет
Геннадий Лазарев. -- Трудно сдерживаться -- и ругаюсь, и возмущаюсь. Батюшка
меня успокаивает, но и он иногда не выдерживает. Основная масса водителей
совершенно некультурны, стоит какой-нибудь пешеход посередине дороги, и
никто его, бедного, не пускает, а ведь можно взять и пропустить. Пусть все
обгудятся сзади .
Все-таки если несколько абстрагироваться от накаленной ситуации, можно
ее использовать для тренировки добродетелей: За рулем учишься терпению в
действии, -- рассказывает о. Александр Шантаев. -- Если ты внимателен к себе
за рулем, то заметишь: вот здесь я проявил здравомыслие, здесь
рассудительность, но в этой ситуации был невнимателен и подрезал грузовик.
Когда мы едем по улице, мы как бы пребываем в потоке движения разных
страстей, потому что каждым автомобилем управляет человек со своим
характером, со своими душевными проблемами. Он на дороге наш ближний, а
вовсе не тот, кто рядом сидит. Взрывной ты или раздражительный,
слабохарактерный или гневливый -- все становится видно, целое "Добротолюбие"
открывается! За рулем можно научиться оставаться в равновесии, даже если
спешишь или опаздываешь. Надо подумать: а есть ли что-то важнее, чем твоя
собственная жизнь и жизнь другого?
Правила -- не для гаишников
Мало кто ездит в нашей стране по правилам. В Европе все ездят по
закону, а чем дальше на Восток, тем больше доверяются своей интуиции. Мы с
батюшкой не должны опаздывать и поэтому нарушаем здорово, -- поделился
Геннадий Лазарев. -- Но я с настоятелем договорился: если я нарушил сам и
нас остановили -- я плачу, если я нарушил по его благословению -- он платит
штраф .
Но правила придуманы не для того, чтобы кормить гаишников. Они
основаны на опыте реальных аварий и должны помочь водителям избежать
нештатных ситуаций на дороге. Рассказывает о. Владимир Шафоростов (стаж --10
лет): Правила я непременно соблюдаю и всем рекомендую. Хотя бывают особые
ситуации: кто-то умирает, и я должен срочно причастить человека. Тогда
приходится где-то и нарушить, чтобы успеть вовремя. Но это серьезно
оправдано. Священник -- он ведь как скорая помощь. Я считаю, у батюшек
должны быть мигалки, чтобы к умирающему сквозь пробки спешить официально .
Езда в провинции
На городской дороге необходимы динамика и крепкие нервы, в
провинции -- острое зрение и быстрая реакция. Рассказывает о. Александр
Шантаев: Разумеется, водить машину в провинции мне страшно. Часто
приходится ездить по непроглядным сельским дорогам, где в темноте легко
сбить пьяного или велосипедиста. На проселочных дорогах фонари, даже если
они есть, не горят. Дальний свет тоже нельзя включать, потому что можно
ослепить пешехода и боковое зрение водителя сужается. В таких случаях я
молюсь.
Очень непривычно, но в провинции водители никогда не включают
поворотники. Если им нужно повернуть, они просто сбрасывают скорость и
поворачивают. Поворотники -- это знак уважения к тому, кто едет сзади, а в
провинции человек весь в себе. В городе паркуешься так, чтобы окружающим
было удобно. Но кто привык ездить в поле, бросает машину на проезжей части
или ставит так, что рядом уже никто не встанет. Неуважение и невнимание к
окружающим, увы, присуще провинции. В Москве культуре вождения учат опытно:
не включил поворотник -- получил удар в багажник, встал криво на парковке --
углы подровняют!
Моя поездка на машине -- это каждый раз сто километров в одну сторону.
Мне очень нравится наблюдать смену времен года, что трудно заметить в
большом городе. Смотреть, как знакомое поле желтеет, как с него собирают
траву, как оно покрывается первым инеем, заметается снегом. Есть такое
место, где я всегда останавливаюсь ненадолго - "делаю стоп-кадр". В этом
есть своя маленькая поэзия. Дорога -- это поэма или симфония, где масса
перепадов и новых партий .
Рекомендации священника Георгия Романенко, психиатра по образованию,
для православных водителей:
-- Не ругайтесь в машине. Как только начинаешь ругаться, к тебе сразу
подступают силы зла. Нужно относиться ко всем по-доброму и говорить в салоне
только о хорошем. Если ваш пассажир или попутчик начинает сквернословить или
осуждать кого-то -- просите его прекратить, добром это ни для кого не
кончится.
Есть такое знаменитое правило три Д -- Дай Дорогу Дураку. Если
видишь, что впереди водитель ведет себя странно: разгоняется, резко
останавливается на светофорах -- держись от него как можно дальше.
Определить, опытный ли впереди водитель, можно по тому, как он тормозит.
Человек, давно и уверенно водящий машину, редко пользуется тормозом -- он
все рассчитывает, пользуется передачами, регулирует скорость, не торопится.
Чаще всего аварии случаются при подъезде к дому. В конце пути
ослабевает внимание. Так же как больные часто умирают, как только приезжает
"скорая помощь": видят белый халат, адреналин перестает вырабатываться,
человек думает, что спасен, и тут же умирает. Опытные врачи снимают халат
при подходе к больному. Так же и за рулем: чем ближе к месту назначения, тем
будьте внимательнее.
Жены, не нужно учить своих мужей водить машину! Сидите тихо, и лучше
сзади, молитесь. В машине должна быть атмосфера мира. Когда муж сидит в
качестве пассажира, он должен понимать, что женщина -- это скудельничный
сосуд, и удивительно, как Бог дал ей в руки руль. Поэтому молитва мужа
должна быть сугубо огненная. Учить никого не нужно, пока тот за рулем.
У нас нет культуры пропускать пешеходов. Мы-то сидим в железных авто,
а они бегают под колесами беззащитные, как зайцы. Надо быть вежливыми -- тем
более к слабому. Пешехода нужно пожалеть и пропустить.
По возможности старайтесь бесплатно подвозить людей. Подвезешь
путника -- Господь тебе поможет. Надо, конечно, смотреть, кого брать с
собой. Но все-таки Господь дал тебе машину, ты немножко побогаче -- помоги.
С Госавтоинспекцией нужно общаться по-христиански. Если просят
денег -- надо отдать. Взятка -- это плохо, но, если просят, нужно отдать и
рубаху. Кстати, к священникам инспекторы относятся хорошо, порой, надо
сказать, незаслуженно хорошо. У них существует поверье: если обидишь попа --
ноги отсохнут.
Нельзя вешать всякие болтающиеся ароматизаторы на зеркало перед
глазами -- это нарушает внимание. Желательно иметь в машине крестик. Крест
сам по себе имеет великую силу, он освящает дорогу. Можно в дороге
молиться -- это как уж кому хватит сил. Господи помилуй! всегда можно
произнести. Мы как-то ехали с другом и пытались по дороге читать акафисты.
Но как только открывали молитвослов, сразу на нас обоих нападал сон.
Пришлось отложить чтение. И сразу сонливость исчезла. Вот так бес нападает!
А уж бороться с бесом в дороге или подождать, пока доедешь, -- это каждый
сам решает.
Если устали в пути -- нужно отдохнуть. Остановиться и поспать. Можно
притормозить у какого-нибудь храма или памятника, выйти помолиться, а потом
дальше поехать. Перед дальней дорогой надо выспаться и после обязательно
отдохнуть. Уставший человек если и не заснет за рулем, может не заметить
какую-нибудь опасность.
Ни в коем случае не обращайте внимание на собак. Недавно в Европе
произошла авария, где из-за собаки погибли дети. Она резко выскочила на
дорогу, водитель свернул и сбил детей. Надо оценивать ситуацию, если никого
нет вокруг и скорость небольшая -- можно и затормозить, но если есть хоть
какая-то опасность -- смело давите собак, пускай погибнет она, смерть
человека никак нельзя восполнить.
Водить нужно не как правильно или как лучше. Православие -- это дух.
Духом нужно жить и водить тоже. А дух -- это любовь, дух -- это радость.
Всегда радуйтесь, благодарите и непрестанно молитесь! Радоваться людям, что
у них есть Мерседесы , БМВ, Порши , Бентли . Эта радость внутри должна
тебя греть.
P.S. О. Георгий Романенко: Как можно определить психику водителя? По
его машине. Если машина чистая, коврики вычищены, торпеда без пыли, под ноги
газетка подстелена -- перед вами сумасшедший. Разве можно так относиться к
железке? А если в авто в ногах валяются бутылки, пакеты из-под сока, грязь
на торпеде, там сломано, здесь скотчем примотано -- это здоровый человек!
Правильное свободное отношение, как к телеге. Залатал, сел, поехал .
O. Александр Шантаев: Машина в нашем странном мире часто заменяет
мужчинам их "мужское дело", которое в современной жизни у них часто
отсутствует в принципе. Автомобиль -- это отраженное эхо былой вольницы,
былой подлинно мужской жизни воина. Мужчины украшают свою машину, моют,
покупают для нее новые колеса и прочее. Так они бы холили и лелеяли своего
коня, который бойцу жизнь спасает . |