Нет плагиата в своем отечестве?
Не раз в ваших статьях поднималась тема плагиата, и чаще всего вы упрекаете в нем китайцев. А ведь наш автопром в этой дисциплине обогнал китайский на десятки лет! Вы, например, рассказали про появление «четыреста первого» Москвича (АР №16, 2008), спасибо за это большое. Но еще интереснее было бы узнать о моделях 408—2140. Топливный бак под полом багажника, «плавники» на задних крыльях, мотор, по слухам, «слизанный» у BMW… Наша разработка?
Михаил Демьяненко, Ленинградская область
Игорь Зайцев, главный дизайнер АЗЛК с 1974 по 1987 год: Практически с самого рождения автомобильной индустрии никто и никогда не создавал машины «с чистого листа» — заимствования были, есть и будут. Но говорить о том, что Москвич-408 был полной или даже частичной копией какой-либо зарубежной модели, нельзя. А удачным этот Москвич стал благодаря системе постоянной модернизации: на заводе пристально следили за западными разработками и пытались тотчас внедрять все, что подходило для моделей АЗЛК. Уже после начала производства Москвич-408 обзавелся гидравлическим усилителем тормозов, травмобезопасной рулевой колонкой, упомянутым вами верхнеклапанным двигателем…
Что касается агрегатов, то кузов (и, соответственно, его компоновка) от начала до конца был разработан на АЗЛК. Подвеска появилась в результате модернизации 403-й модели, а двигатель… Даже в то «закрытое» время некоторые специалисты утверждали, что это копия мотора BMW. Я помню, как на какой-то конференции они устроили с тогдашним главным конструктором АЗЛК Александром Федоровичем Андроновым бурную дискуссию. Андронов долго и убедительно доказывал, что агрегаты похожи лишь внешне, но внутри — совершенно разные. И доказал: больше этот вопрос не поднимался. |